Сценарий для детей

Main » 2013 » Декабрь » 24 » Сценарий тематический день в лагере 2014

Сценарий тематический день в лагере 2014

В большом калейдоскопе лагерных праздников все-таки есть два вечных - праздник открытия и праздник закрытия.
Затягивать с праздником открытия нельзя. Если не на второй, то уже на третий день его надо провести обязательно. Праздник открытия, конечно же, проходит целый день. Утром необычная побудка - праздничная, с особым поздравлением, приветствием, с музыкальным эпиграфом по радио. Затем веселая праздничная зарядка. После завтрака встреча гостей и кругосветка по лагерю. Потом конкурсы. Конкурс на лучшую праздничную заправку кроватей, на самое симпатичное оформление всех помещений и отрядных мест. По радио можно предложить концерт по заявкам и радиоперекличку отрядов. Можно объявить конкурс на лучшее оформление к празднику, раздать задания отрядам, например, такие: украсить флажками место линейки, подготовить приглашения, встречу гостей у центрального входа, устроить киоск со сладостями и прохладительными на-питками, изготовить памятные сувениры.
Каждый отряд может подготовить сюрприз для всей дружины: гирлянду цветных лампочек на танцевальной веранде, большого бумажного змея, десятиметровую газету «Здравствуй, лагерь!», рисунки на асфальте, букеты цветов в каждой комнате и прочее. Сюрпризы могут подготовить и сотрудники лагеря: праздничное меню от поваров, банка ягод самому дружному отряду от сторожа, песня о лагере от музыкантов, медицинские аттракционы от медиков, праздничное купание от физруков, сюрпризный концерт от всех остальных, ну и, конечно же, отмена тихого часа! И шефы не останутся в стороне - они приготовят автобусную экскурсию, визит зооцирка или даже настоящих Хрюши и Степашки, или просто - каждому ребенку по чупа-чупсу.
В праздничном дне особое место отводится и праздничной линейке. Отношением к торжественной линейке как к произведению искусства, сходному с театральным действом, славились в былые годы всемирно известные пионерские лагеря «Артек» и «Орленок». Только там линейки умели проводить так, что даже у самых неактивных детей защемляло сердце. В организации тех линеек не было мелочей: ни небрежно выглаженных галстуков, ни лишнего слова в рапорте, ни неправильно выполненного салюта. В других пионерских лагерях линейки тоже умели проводить. В каждом лагере существовала даже специально оборудованная площадка с флагштоком и трибуной, которая именовалась так же, как и мероприятие, -«линейка». И существовали отряды горнистов и барабанщиков, знаменные и флаговые группы. Пусть линейки в обычных лагерях и не дотягивали в красочности до артековских, но торжественными они все-таки были. Прошло время, в одночасье пионерские лагеря остались без финансирования, стали «убыточными», и их система почти разрушилась. Сейчас система детских лагерей восстанавливается на другой экономической основе, новых идеях. При этом педагоги стремятся сделать летние детские лагеря привлекательными для ребят, чтобы жизнь в них была нестандартизированна, интересна, максимально включала ролевые игры, новую тематику деятельности при скромных экономических затратах. И праздничные линейки, естественно, поменяли форму, наполнились новым содержанием.
Два самых главных требования к линейке можно было бы выразить в словах «лаконичность» и «четкость».
Лаконичность подкупала людей со времен Спарты. Во все времена пользовались популярностью ораторы, умеющие коротко и точно выразить мысль. Особенно импонировала их лаконичность в сочетании с юмором.
Четкость тоже очень нравится людям. Применительно к линейке лаконичность и четкость выражаются в красивых, отточенных ритуальных действиях, в коротких содержательных выступлениях, в быстрой и логичной смене этих ритуалов и выступлений, в отсутствии лишних перемещений, перестроений, передвижении. Добиться этого можно только при одном условии - при наличии предварительной работы.
Одно условие организации праздничной линейки - какой бы насыщенной она ни была, больше 20-40 минут ее проводить нельзя.
Чтобы линейка достигла намеченной праздничности и торжественности, нужны репетиции. Организатор должен заранее определить круг выступающих, оговорить текст и направленность речи. В предварительную работу входит также организация репетиций линейки.
На первую репетицию приходят все отряды. Участники выясняют место, где будут стоять, как и после кого входить. Попробуют также свои силы и в строевой ходьбе (там, где сохранилась эта традиция), и в произнесении речевок. Нет на линейке более трагикомичного зрелища, чем толкотня, неорганизованное движение. Если такое возникнет, можно считать, что линейка наполовину уже сорвана. А еще командиры отрядов должны запомнить форму рапорта, если это предусмотрено.
Совсем незачем собирать на другие репетиции всех участников линейки. Собрать нужно тех, от кого зависит выполнение ритуалов, - чтецов, танцоров, певцов, звукооператора, отвечающего за фонограмму, командиров отрядов. Певцы, чтецы должны научиться обращаться с микрофоном. Конечно, можно обойтись и без него, но тогда на репетиции следует научить выступающих громко и внятно говорить. Для тех, кто будет танцевать или делать спортивные упражнения, самое главное - сориентироваться в пространстве. Участники должны заранее наметить место, которое будет условным центром их композиции, откуда будут появляться и куда уходить.
Особо и отдельно следует отрепетировать с группой поднимающих флаг, ведь небрежность в обращении с общелагерными символами - самая кощунственная небрежность из всех возможных на линейке. На праздничной линейке вместе с государственным флагом, точнее, одновременно, могут подниматься на специальных мачтах флаги расцвечивания, сигнальные флаги или цветные флажки.
Итак, самое главное на репетиции - добиться понимания всеми очередности действий, чтобы все участники запомнили ее общий ход и время своего выступления. Если не будет заранее составлен сценарий праздничной линейки, то репетиции проводить незачем.
Современные линейки отличаются «измененным» содержанием, новыми идеями, которые, в конечном счете, делают линейку интересной, а не нудной. Можно вспомнить слова знаменитого капитана Артура Грея: «Чудеса надо делать своими руками» (А. Грин «Алые паруса»).
В процедуру открытия линейки следует внести очень сильное по степени воздействия начало, такое, которое могло бы быстро успокоить, дисциплинировать и мобилизовать внимание собравшихся (звучат фанфары, призывная мелодия и пр.). После этого возможен выход церемониймейстера, могут быть представлены спортивно-танцевальная композиция, стихотворная заставка или необычное появление, например въезд на велосипеде, главного ведущего линейки. И уже после этих действий развернется основной сюжет праздника. Он может быть самым разнообразным, каждый организатор вправе расположить символическо-ритуальные действия и вы-ступления в соответствии со своей логикой.
Праздничная линейка всегда должна быть чем-то необычна. На ней можно запустить в небо голубей или зонды с плакатами, увидеть и пожать руку «настоящему» президенту России (хорошо спародированному вожатым), иронично поклясться чему-либо, торжественно заложить первый ка-мень, перерезать ленточку, зажечь символический огонь, сочинить письмо в будущее, вручить ордера на «новые квартиры», поплевать через левое плечо, позвенеть в маленькие колокольчики, громко скандировать «Здравствуй, лагерь!». Если все это пройдет без заминок, то получится впечат-ляющее зрелище, дающее старт лагерной смене.
После праздничной линейки можно провести небольшие отрядные огоньки, на которые пригласить гостей. Можно покатать ребят на лодках, катамаранах. Можно организовать сюиту игр, забав, пусть в этот час одновременно действует много аттракционов, игровых точек. На спортивных площадках резонно провести блицтурниры по волейболу, баскетболу, городкам, шахматам, шашкам. Можно устроить показательные выступления спортсменов.
А после ужина - время концерта и костра. Во время концерта ребят могут поздравить с открытием смены соседи. И вожатскому сюрпризному концерту здесь тоже время и место. К ребятам может прибыть на машине, на мотоцикле, на пони почта с веселыми телеграммами и посылками. На концерте можно дать слово живой эмблеме лета.
А вечером? Либо любимый фильм, либо игродискотека, либо костер, либо отрядные свечки.
Опытные вожатые стараются проводить тематические костры. Для этого готовится с ребятами краткий сценарий. Костер получается тем интереснее и праздничнее, чем больше в нем задействованы сами дети. Пусть поляна у костра на 2-3 часа превратится в сцену. Здесь есть место и настоящему племени индейцев, и цыганскому табору. Необычен будет и шабаш нечистой силы, парад героев парка Юрского периода. (А сколько таких идей ты можешь предложить сам!) Вечер интересных историй может смениться чтением ночного гороскопа, розыгрышем лесной лотереи. И, конечно, у праздничного костра есть место и стихам, пародиям, клипам, символическим подаркам, играм и песням.
Празднования родительского дня, закрытия смены подчиняются тем же правилам.
Итак, праздник - это и десятки творческих советов дела, и необычные сюрпризные моменты, и еще все то, что предлагается в этой книге. А уж вам выбирать нужное. Замечу: когда праздник идет не по своему сценарию, это трудно. Но какие-то фрагменты, очевидно, можно взять, обсудить с ребятами. Б. Шоу говорил: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Я буду рад, что к вашим творческим задумкам добавятся мои, и надеюсь, что они привлекут ваше внимание, уважаемые читатели, и помогут организовать красивые праздники в лагере.

ИДЕЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ СМЕН
Среди материков и океанов планеты «Детство» есть громадный остров, названный «Лагерь». Кто-то из детей сюда заезжает впервые, а иные специально оставляют автографы на спальных матрацах, чтобы вновь вернуться сюда, проверить их и провести очередной лагерный сезон. Этот остров -место отдыха ребенка от школы, зона его общения со сверстниками, вожатыми, природой, место развития его способностей и интересов. Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь- клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем лагерь- всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретением новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь - это место реализации человеческой фантазии. Сколько интересного можно придумать для себя, для своих друзей, для людей!
Главная цель хозяев острова под названием «Лагерь» - это, прежде всего, организация отдыха приезжающих сюда детей. Обстановка здесь отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении содержания деятельности. При опросе детей, чем они хотят заниматься в лагере, все результаты сводятся к 3-5 мнениям, а именно- организовать «Зарницу», поход с ночевкой, дискотеки. Это, конечно, все интересно. Но приезжающие ребята еще не знают, что попали в мир вожатской фантазии, мир творческой выдумки, необъятных замыслов. Островитяне-вожатые готовы уже с первых минут удивлять ребят. Вспоминается изречение Жана-Жака Руссо: «Дети делают, что они хотят, но я делаю так, чтобы они хотели то, что хочу я». Приступая к планированию работы на предстоящую смену, вожатые должны сделать досуговую деятельность лагеря интересной для всех детей. Инновационными находками в современной организации летнего досуга становятся развитие сети профильных лагерей, отказ от единообразия, разработка разных форм летнего отдыха, проведение тематических смен.
Внимание читателя остановлю именно на тематических сменах. Работая более десяти лет заместителем начальника загородного оздоровительного лагеря «Солнечный» города Альметьевска, организуя отдых и досуг тысячи детей в течение нескольких смен короткого лета, я, дети и родители пришли к выводу, что тематические смены нужны, они делают жизнь ребят в лагере более полезной и интересной.
Тематическая смена - смена, в которую заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия в период отдыха ребят. Очень важно, чтобы идея смены прошла через все дела, проводимые в лагере, нашла отражение в его атрибутике, в деятельности каждого отряда, каждого отдыхающего.
Вот первая смена посвящена морскому плаванию. Лагерь превратился в настоящий корабль с высокими мачтами, яркими гирляндами флажков. У этого корабля сотни окон-иллюминаторов, у него громадная палуба - территория и тысячи моряков и пассажиров- ребят. Плывет этот корабль, прочерчивая свои необычные маршруты на карте летней морской смены. Вот в один из таких деньков удалось зайти в бухту «Находка», а на другой день - открыть «Остров сокровищ». Меньше месяца продолжается морское плавание. Но какой удивительный багаж привезут ребята домой: поэтическое восприятие мира, роскошь человеческого общения, расширенный кругозор о море и обо всвм, что с ним связано, романтику коллективного «плавания», веру в собственные силы, ощущение счастья!
А во вторую смену лагерь вдруг стал островом Бока Дель Тора, куда на... (нет, не на 39) 18 дней высадились добровольцы и организовали свои племена. Кто-то стал «Тортугас», другие примкнули к «Лагартас», ну а третьи остановились на «Гуламдас». Каждый день племена по разработанной программе тематической смены проходят разнообразные испытания, усваивают принципы безопасности и здорового образа жизни, обучаются нормам социальной деятельности, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, проявляют инициативу, раскрывают в себе тайные способ-ности.
Тематические смены сегодня все шире завоевывают досуговое пространство в детских лагерях. При создании единого тематического «игрового мира» на предстоящую смену вожатые вместе с детьми становятся фантазерами, сказочниками, демиургами, ведь они определяют место действия (планета, государство, город и т. д.), время (прошлое, настоящее, будущее), характер темы (приближенный к реальности, сказка, фантазия), главных героев (индейцы, робинзоны, следователи, путешественники и др.) и т. д.
Уже зарекомендовали себя такие тематические смены:
«Секретные материалы» - отделы ФБР, Скалли, Малдеры, нераскрытые секретные материалы.
«Телепузики» - Тинки-Пинки и другие мультяшки, ежедневное открытие мира, его познание.
«Вокруг света за 18 дней!»- путешествие по континентам, морям, океанам, странам.
«Убойная сила» - строгие блюстители порядка, приключения.
«Незнайка и К°» - Незнайка и его друзья, Незнайка в Солнечном городе, на Луне и пр.
«ОРТ: общественное ребяческое телевидение»- телекомпании, режиссеры, операторы, программы, эфир и пр.
«Путешествие на машине времени» - разные исторические эпохи, соответствующие традиции, наряды и т. д.
«Цыганский табор», «Эколого-биологическая экспедиция», «Цветочная поляна», «Ковбойские игрища», «Остров сокровищ», «Цирк-шапито», «Остаться в живых», «На Лысой горе», «Военный крейсер», «На борту «Титаника», «Царство Нептуна», «Медицинский городок», «Летняя олимпиада», «Новые расследования Шерлока Холмса» и другие.
Чтобы прожитая детьми тематическая смена стала достоянием каждого, надо соблюсти следующие рекомендации:
выбором тематики лагерной смены и ее планированием желательно заняться еще до заезда детей, начать реализовывать проект уже с первых минут встречи с детьми (при прощании с родителями, при въезде в лагерь и т. п.);
вожатые должны быть сами убеждены в правильности выбора тематики праздников, тогда они смогут заразить всех ребят своей идеей;
задуманная тема должна соответствовать возрасту, интересам детей;
вся аббревиатура, оформление тематической смены, названия отрядов и др. должны соответствовать выбранной теме;
каждый день в тематической смене, каждое КТД должны стать полем для самовыражения личности ребенка.
Просмотров: 3814 / Дата: 29.04.2024
Комментариев 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]